Подводные камни похвалы

Практически все — наши родители, руководители, коллеги свято верят в то, что похвала является ценным стимулом, который помогает устанавливать хорошие взаимоотношения. Но на самом ли деле справедливо то, что люди работают лучше, если их похвалить? Мы ценим похвалу потому, что нам приятно думать, что уважаемый нами человек в свою очередь высокого мнения о нас.

Тем не менее, похвала не принесет ожидаемые плоды, если она сознательно будет использоваться в лишь качестве техники менеджмента. Это не говорит о том, что она не обладает рядом достоинств, однако наша вера только в стимулирующую силу похвалы нуждается в существенной корректировке. Приведу несколько примеров.

1. Похвала может восприниматься как угроза. Проведите эксперимент: понаблюдайте за реакцией человека на похвалу. Не кажется ли Вам, что человек, которого Вы сейчас хвалите, испытывает дискомфорт и смущение? Довольно часто Вы можете услышать от него: «Это всего лишь слова», «Ничего особенного».

Приходилось ли Вам сталкиваться с тем, что когда Вы хвалите чей-то дом или квартиру, то хозяин начинает указывать на их недостатки? Или Вы хвалите своего подчиненного за выполненную работу, а он тут старается преуменьшить свои заслуги. Таким образом, Вы встречаетесь с защитной реакцией.

Что же в таких случаях вызывает защитную реакцию? Дело в том, что за похвалой часто скрывается угроза. Так или иначе, но похвала всегда оценивает, а быть оцениваемым неприятно для всех, даже если оценка позитивна. Более того, часто с помощью похвалы, мы делаем попытку повлиять на людей, заставить их двигаться в нужном направлении, стараемся изменить их, что практически всегда вызывает сопротивление.

2. Похвала может использоваться в качестве механизма подчинения. Раздача похвал подразумевает высокое положение того, кто хвалит. Вы, как руководитель, должны быть предельно внимательным, когда собираетесь оценить работу своего подчиненного. Даже в случае позитивной оценки его деятельности, подчиненный, если ему покажется, что руководитель таким образом просто укрепляет свой авторитет, почувствует себя униженным.

Интересный факт, что похвала руководителю со стороны подчиненного нередко расценивается как самонадеянность, а иногда даже вопринимается как оскорбление.

3. Похвала может ограничивать, а не стимулировать инициативу сотрудников. Всем известен следующий феномен: повышение заработной платы и выплата бонусов, по идее, должны восприниматься сотрудниками как награда. Но, когда такие действия становятся постоянными, их уже не рассматривают как поощрения, а принимают как нечто само собой разумеющееся.

Точно так же вопрос обстоит с похвалой. Когда она становится привычной, то перестает быть стимулом.

На практике инициатива сотрудников стимулируется искренним интересом руководителей к их работе. В этом случае, руководителю приходится детально вникать в проблемы, которые появляются перед его сотрудниками, в то какие меры они собираются предпринять для их решения. А это требует дополнительных усилий и времени. Поэтому, часто руководители используют ничего не значащие похвалы, расчитывая на желаемый результат.

4. Похвала очень часто ассоциируется с критикой. Такое случается, когда хвалят, чтобы смягчить порицание. Или когда похвалу используют в так называемой «технике сэндвича» (похвала, порицание, снова похвала). Например: «Ты все хорошо сделал, Николай, — говорит руководитель. У тебя очень классно все получается, но… — далее следуют замечания и под конец: — Продолжай в том же направлении, Николай». Когда в конце концов Николай выскакивает из кабинета руководителя, он не понимает, что его так вывело из себя.

Все очень просто — это «коронный» приме наших родителей и учителей. Поэтому, привыкнув с детства к подобной тактике, услышав похвалу, мы автоматически готовы к порицанию.

5. Похвала может не соединять, а разъединять людей. Сегодняшнее современное общество перегружает нас многочисленными контактами. Одним из эффективных способов создания комфортной психологической дистанции является похвала. Оценивая окружающих, мы не способствуем созданию нашей с ними эмоциональной близости.Вспомните, не бывало ли так, что чья-то похвала вызывала у Вас желание держаться от этого человека подальше, в то время как готовность собеседника слушать сближала вас?

6. Похвала может оказаться средством прекращения контакта. Нередко в повседневной жизни встречается ситуация, когда произнесенная фраза «мне было очень приятно с Вами побеседовать (встретиться, познакомиться … продолжите сами) в действительности означает: «Разговор окончен».

Оставляйте свои комментарии по поводу того, что Вы думаете по поводу похвалы.