Сегодня я хочу поговорить с Вами о том, как можно быстро определить суть какой-либо проблемы, не тратя на нее особо много времени. Вероятно, Вам приходилось встречать людей, которые обладают талантом интуитивно находить суть проблемы, но, к сожалению, такие люди – большая редкость. Что же остается тогда делать другим, у которых такой талант отсутствует? Могу Вас порадовать – существует очень простая и эффективная методика, которая называется «дерево решений».
Суть этой методики заключается в том, что основная проблема разбивается на число подвопросов, которые дополняют друг друга и охватывают все варианты возможных решений, далее этот процесс повторяется для подвопросов и так далее до тех пор, пока Вы не достигнете уровня, на котором вы найдете решение без разделения на составляющие. Основная суть этого метода в том, что каждый конечный пункт должен содержать задачу, которую можно будет легко решить, а результаты будут четкими и поддаваться оценке.
Буквально недавно ко мне обратился собственник компании, производящей косметические продукты, с просьбой помочь найти способы повышения рентабельности линейки шампуней А.
Приведу пример, как можно быстро проанализировать структуру прибыли и найти несколько реальных вариантов ее увеличения. Чтобы не тыкать пальцем в небо в попытках поиска решения на основе Вашего предыдущего опыта или интуиции, возьмем чистый лист бумаги и нарисуем «дерево решений».
Начнем с вопроса: «Насколько можно повысить рентабельность линейки шампуней А?» Всем нам известно, что прибыль определяется продажной ценой, объемом продаж и себестоимостью продукта. На раннем этапе постановки диагноза важно считать одинаково приоритетными все три переменные.
В этом конкретном случае повышение рентабельности шампуня А будет зависеть от ответов на два вопроса:
- можно ли зарабатывать больше прибыли, которую приносит шампунь А в данном сегменте рынка?
- можно ли повысить рентабельность шампуня А при существующей продажной цене, снизив его себестоимость?
Далее, первый вопрос разбиваем также на два подвопроса:
- Можно ли увеличить объем продаж? Варианты решений могут быть следующими:
- улучшение работы с существующими каналами сбыта;
- выход в те каналы сбыта, где то сих пор не присутствовали (интернет-магазин, специализированные косметические сети, фармацевтические сети);
- расширение географии продаж;
- активное проведение промо-мероприятий и повышение осведомленности конечных покупателей при помощи рекламных кампаний;
- рестайлинг упаковки;
- выход в новые рыночные сегменты;
- оптимизация ассортиментной линейки (сокращение или расширение позиций).
- Можно ли повысить отпускную цену? Необходимо проанализировать следующие аспекты:
- насколько у Вас гибкое и корректное ценообразование для всех каналов сбыта?
- возможно ли повысить цену для отдельных каналов сбыта или для разных географических регионов?
- каково поведение основных конкурентов (можно ли повысить цены «следуя за лидером»)?
- можете ли Вы повысить цену, видоизменив продукт (другой объем, новый состав с улучшенными свойствами)?
Что касается снижения себестоимости, то анализируем следующие факторы:
- Можете ли Вы сократить постоянные расходы (сократить лишний вспомогательный персонал, контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженности, сократить ненужные основные средства)?
- Можете ли Вы сократить переменные расходы? Решения могут быть следующими:
- улучшить методы закупок, сменить поставщиков;
- улучшить контроль производственного процесса;
- изменить систему мотивации персонала (ввести методы стимулирования);
- улучшить обучение персонала;
- произвести замену старого оборудования;
- усилить контроль качества продукции (снизить процент брака).
Полученная информация в результате данного анализа покажет Вам четкое и ясное решение Вашей проблемы без существенных временных затрат.