Почему некоторые компании достигают более высокого уровня успеха, нежели другие? Можно предположить, что их успех является результатом превосходных стратегий. Но, если взглянуть на ситуацию глубже, то обнаруживается интересный парадокс.
В этих компаниях нет отделов с многочисленными специалистами по стратегическому планированию. Более того, некоторые из них испытывают недостаток ресурсов: людей, денег и технологий, без которых, как кажется на первый взгляд, невозможно реализовать стратегию. Но, несмотря на эти трудности, эти компании достигают отличных результатов и из года в год расширяют долю рынка и зарабатывают прибыль.
Возникает вопрос: как они это делают? Оказывается, все очень просто. В этих компаниях может не быть отделов стратегического планирования, но у них обязательно есть Стратег. Стратег – это, как правило, талантливый человек, который может быть или собственником компании или одним из топ-менеджеров. Эти люди обладают уникальным стилем мышления. Они видят в динамике взаимодействие компании, клиентов и конкурентов и, исходя из этого, составляют всесторонний набор целей и планов действия.
На основе этого, можно сделать вывод, что успешные бизнес-стратегии являются результатом особого стиля мышления. Стиль мышления Стратега можно назвать больше творческим и интуитивным, чем рациональным. Но, Стратеги не отвергают анализ, на практике без серьезного анализа им вряд ли удастся что-либо сделать. Они используют его для того, чтобы стимулировать творческий процесс, протестировать в действии возникающие идеи, изучить последствия их внедрения.
Анализ лежит в основе стратегического мышления. Стратег, сталкиваясь с проблемами, ситуациями, тенденциями в бизнесе, которые на первый взгляд составляют единое целое, разделяют их на отдельные элементы. Далее, изучив значение каждого элемента, он заново собирает их таким образом, чтобы полученное преимущество было максимальным.
Мышление стратега наряду с привычкой к анализу отличается гибкостью ума, что позволяет ему правильно реагировать на изменение ситуации, а не просто видеть тонкие отличия в разных оттенках цвета. Стратег старается, прежде всего, четко понять характер каждого элемента, а затем использует потенциал разума, чтобы объединить эти элементы наиболее выгодным образом.
Мир вокруг нас довольно сложен и те явления и события, с которыми мы встречаемся, редко соответствуют линейной модели. Поэтому, когда требуется разобрать определенную ситуацию, затем заново собрать новую структуру, то такой метод, как системный анализ, не работает. Стратегическое мышление значительно отличается от традиционного системного подхода, который основан на линейном мышлении. Но, при этом, оно также отличается от чисто интуитивного подхода, когда выводы делаются без какого-либо рационального анализа.
Таким образом, лучшее возможное решение предполагает сочетание анализа и творческого соединения всех имеющихся элементов в новую структуру при помощи нелинейного стратегического мышления. Это всегда наиболее эффективный подход к разработке стратегий, основная цель которых – преодолеть возникающие трудности и максимально использовать существующие возможности для обеспечения победы на рынке.