Customer journey map (карта путешествия клиента): как довести клиента до покупки

Карта путешествия клиента (customer journey map CJM) — это инструмент, который визуализирует варианты взаимодействия клиента с вашей услугой или товаром. Наглядно показывает, какие инструменты маркетинга и продаж необходимо применять на каждой стадии путешествия к покупке.

Для чего нужна CJM, в чем ее основная ценность? Использование этой карты поможет вам понять, как увеличить конверсию всей воронки продаж и каждого ее этапа. Вы прорабатываете последовательно все шаги — что нужно конкретно сделать «здесь и сейчас», чтобы перевести покупателя на следующий и довести его до покупки.

Какие есть цели клиента на каждом этапе путешествия:

  1. осознание;
  2. интерес;
  3. желание;
  4. изучение;
  5. сравнение;
  6. действие (покупка);
  7. удовлетворение;
  8. повторная покупка;
  9. любопытство;
  10. лояльность;
  11. рекомендации.

Первые шесть этапов — это доведение клиента по покупки. Остальные пять — постпродажное обслуживание клиента, о котором часто забывают. Но для того, чтобы ваш клиент стал лояльным, совершал повторные покупки и рекомендовал вас своим знакомым — эти этапы крайне важны для правильного с ним долгосрочного взаимодействия.

Через какие каналы (точки контакта) чаще всего происходит общение с клиентом:

  • сайт компании,
  • мобильное приложение,
  • страницы в соц. сетях,
  • рекламные баннеры и объявления,
  • офф-лайн точки продаж,
  • конференции,
  • event-события,
  • e-mail рассылки,
  • контакт-центр,
  • менеджер,
  • сервис-специалист.

Общее впечатление от компании, как правило, складывается от качества обслуживания в каждой точке контакта. Здесь, как никогда, действует принцип «слабого звена» — одно неудачное взаимодействие клиента на каком-либо этапе бросает тень негатива на всю вашу компанию и отбивает желание продолжать дальнейшее общение. Поэтому крайне важно, чтобы каждая точка была качественно отработана по максимуму.

Как составить карту путешествия клиента:

  1. Определите основные целевые группы ваших покупателей. Для каждой группы составьте отдельную карту.
  2. Составьте воронку продаж для каждой покупательской группы.
  3. Определите цели покупателя на каждом этапе путешествия.
  4. Отметьте точки касания клиента с компанией в разных каналах: на сайте, в соц. сетях, с контакт-центром и т.д
  5. Выделите ключевые показатели для каждого этапа — чего бы вы хотели достичь.
  6. Найдите узкие места, которые сейчас мешают получить желаемый результат и пропишите подробный план мероприятий по их корректировке.
  7. Наконец — проведите оптимизацию и сделайте взаимодействие клиента с вашей компанией максимально качественным и результативным!